2020-05-13

Дача А. А. Левенсона - архитектор Шехтель, Дом-музей

– Искусство всё своё значение приобретает, когда оно доступно и понятно всему населению. Тогда оно может проявить всю свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному и прекрасному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития. Теперь, когда наш быт стал уж очень элементарным, нужно поддержать тонус жизни, который с каждым днём падает и духовно мельчает…

– Любовь всё побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни.

Федор Шехтель



Одной из достопримечательностей Ново-Переделкино считается так называемый «домик» архитектора Шехтеля «Теремок». К сожалению, его красоту могут созерцать только те, кто закажет экскурсию в Москомнаследии. В этой организации сообщили, что внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только видами с наружи. Хотя в «Теремке» и существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе. А судьба «Теремка» не проста.

С этого домика-теремка, можно сказать, как с малого деревца получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце Х1Х века Фёдор Шехтель, отходя от увлечения «готикой», изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой «русский стиль». Поэтому он, известный архитектор, автор особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, и принял в 1900 году скромное предложение С.Я.Левенсона спроектировать ему дачу.



А место для дачи богач Левенсон выбрал замечательное: на возвышенности, среди зелени, внизу речушка, а за прибрежными зарослями ольхи – купола Преображенской церкви. Эта округа напомнила Фёдору Осиповичу родные саратовские просторы. Архитектор захотел вдруг привлечь к работе над росписью дома своего земляка, живописца В. Борисова-Мусатова. Однако возможности пригласить сюда тяжело больного художника он не нашёл. Орнаментальные вставки в домике – это творение самого архитектора. В них, бесспорно, есть что-то мусатовское. Так подсказала окрестная природа.

Русское входило в моду. В 1901 году на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено несколько «теремков-павильонов». Они походили на тот, затерявшийся в Чоботах, - первый. После выставки англичане не разбирали эти временные строения четыре года, договаривались об их покупке. Сделка почему-то не состоялась.

В том же году Шехтель взялся за большую работу - проект здания Ярославского вокзала. Домик в Чоботах, если внимательно к нему приглядеться, очень напоминает это здание. И своей формой, и даже росписью.

После революции вплоть до 80-х годов в даче Левенсона жили по 8-12 семей. В годы перестройки домик пустовал и сильно нуждался в реставрации, о чём и позаботились в ГУОП. Теперь полюбоваться его видами приезжают не только со всей России, но из-за рубежа.

Заведующий Отделом краеведения ЦБС «Солнцево».

Олег Каменецкий.

(По материалам Отдела краеведения).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Google Ad